USD/RUB 63.8875
EUR/RUB 70.4925

Последние сообщения / Gvozdenko Alexandra - Можно ли украсть пенсионные накопления? Чем опасны мошенники на пенсионном рынке и как с ними бороться?

ОАО "НПФ "Социальное развитие"
Исполнительный директор

Можно ли украсть пенсионные накопления? Чем опасны мошенники на пенсионном рынке и как с ними бороться?

05.08.2011 16:07

В последнее время в СМИ и сети Интернет часто проскальзывают сообщения о том, что участились случаи мошенничества на пенсионном рынке. Жертвами незаконных действий становятся застрахованные лица и сами фонды, из которых мошенники незаконным путем переводят клиентов в другие НПФ. Мошенники подделывают подписи на документах и пытаются заработать, получая агентское вознаграждение за не заключенные на самом деле договоры.
Выскажу свое мнение на этот счет, а дальше, надеюсь, мы сможем обменяться суждениями.
Комментарии, появляющиеся в Интернет-пространстве, вроде «частные фонды прокрутят мои деньги и украдут», даются людьми, не разбирающимися в вопросе, но стремящимися к нагнетанию паники. Застрахованное лицо может менять страховщика, но деньги остаются на его счете и не выводятся из системы обязательного пенсионного страхования, они имеют статус государственной собственности. Даже сам человек, являясь застрахованным лицом, сильно пожелав обналичить эти деньги, никак не сможет этого сделать. Они могут быть назначены только по основаниям, установленным законом, вне зависимости от того, какой страховщик в данный момент управляет ими – ПФР или любой из НПФ. Любой гражданин, чьи пенсионные средства были переведены к другому управляющему без его ведома, может вернуть их в целости и сохранности обратно, предприняв меры по восстановлению своих прав (для возврата пенсионных накоплений предыдущему страховщику нужно подать новое заявление о выборе страховщика не позднее 31 декабря текущего года (п.3 статьи 36.11 75 ФЗ)), либо подать заявление в суд для признания договора заключенным ненадлежащими сторонами (п. 5.3 ст.36.6 75 ФЗ: средства пенсионных накоплений подлежат возврату предыдущему страховщику не позднее 30 дней со дня получения негосударственным пенсионным фондом решения суда)).
Тем не менее, с мошенничеством на пенсионном рынке необходимо бороться. Работа по исключению возможности недобросовестных действий в отношении пенсионных накоплений граждан ведется фондами, Национальной Ассоциацией Негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), где аккумулируется вся информация о незаконных действиях и принимаются соответствующие меры. Сам клиент (застрахованное лицо) может принять меры по борьбе с мошенниками (например, написать заявления в Пенсионный фонд России, прокуратуру).
Однако все вышеперечисленные меры не решают проблему в корне. Нужно создать такие условия, которые помешают мошенникам «зарабатывать». Например, некоторые эксперты профсообщества предлагают учитывать не последнее, а первое по году заявление застрахованного лица и по нему осуществлять перевод средств. В этом случае НПФ будет выплачивать агентам вознаграждение только в случае удовлетворения соответствующих заявлений. Сейчас же агент теоретически может целый год сдавать в разные НПФ документы застрахованного лица, фальсифицируя его подпись, каждый раз получая вознаграждение, а удовлетворенным окажется то заявление, которое будет принято ПФР последним (с самой поздней датой), что называется «угадай, где окажешься». То есть поводов для мошенничества сейчас гораздо больше.
В то же время закон не предусматривает возможность расторгать договор ОПС по соглашению сторон. Так называемое расторжение (выбор нового НПФ или возврат в ПФР) осуществляется только посредством подачи нового заявления. Поэтому если взять за основу первое заявление застрахованного лица (с самой ранней датой), то невозможность для человека изменить свое решение в течение года может быть истолкована как нарушение права гражданина на свободу заключения договора (ст.421 ГК РФ). Но и эта проблема легко решается путем дополнения выше озвученного предложения возможностью застрахованного лица изменить свое решение в течение года только при личном обращении в ОПФР.
Готова к диалогу. Жду ваших мнений, друзья! Как бороться с мошенниками на пенсионном рынке? И как вы считаете, представляют ли они реальную опасность для застрахованных лиц?

Поделиться:
Подписаться на Twitter:
Follow Investfundsru on Twitter

Получать уведомления о новых комментариях в данной ветке раз в день моментально

К блогу автора

Комментарии

Кабалкин (05.08.2011 18:26)

#1

Чистота мундира вещь важная, но будем реалистами.
Пенсионные накопления в НПФ являются собственностью фондов, а не государства. Переходы между страховщиками и УК приводят к небольшим «техническим» потерям доходности. Кроме того, доходность фондов близка, но не идентична, поэтому потери застрахованного лица могут быть и значительными. Не стоит забывать и того, что мошенники имеют персональные данные застрахованного лица и могут их использовать и более "эффективно" (взять кредит, оформить сотовый и т.п.) Поэтому, для застрахованных лиц мошенники несут серьёзную угрозу.
Борьба фондов с мошенничеством сильно разница от фонда к фонду и зависит от установок и опыта руководства и сотрудников. При правильной постановке дел, мошенничество практически исключено даже при массовом заключении договоров ОПС. Было бы желание.
НАПФ, ПФР, ФСФР и прочие с этой ситуацией мирятся (возникающий иногда пар весь уходит в гудок). И это неправильно. А вот надеяться, что можно подправить законы/приказы и мошенников не станет слегка наивно.

Gvozdenko Alexandra (05.08.2011 21:02)

#2

[to Кабалкин #1]: Я бы не отказалась узнать чудодейственный рецепт исключения мошенничества "даже при массовом заключении договоров". Я лично в это не верю. И любые, даже самые надежные партнеры, завтра могут стать партнерами другого фонда и воспользоваться своей базой контактов. Бывший сотрудник одного фонда завтра станет агентом другого... Пока "закон позволяет", то есть имеются лазейки и возможности - это будет. И нет смысла тешить себя иллюзиями по поводу идеальной организации сего процесса в некоторых фондах. А насчет "пенсионные накопления являются собственностью фондов"... Юридически - да, как и пенсионные резервы. А фактически ... отличия все же есть, не правда ли? Чего стоят только предложения об отмене накопительной составляющей и переводе всего этого в обязательства. Это - деньги государства, не фондов и не застрахованных лиц. Видимо поэтому государство и предъявляет повышенные требования к управлению именно этими средствами. Может быть юристы выскажутся здесь по поводу природы этих денег? Сдается мне, что сама их природа - уже правовая коллизия.

Кабалкин (08.08.2011 09:32)

#3

[to Gvozdenko Alexandra #2]: Александра, давайте отделим мух от котлет. Фонд способен чисто привлекать застрахованных лиц, в первую очередь за счёт сплошного обзвона новых клиентов, но не только. А вот средств адекватной борьбы с уводом существующих клиентов, действительно нет. Это разные вещи. Собственные ляпы и чужие неправомерные действия. Для уменьшения мошенничества нужна активная и смелая позиция государства и НАПФа. Этого нет.

Gvozdenko Alexandra (08.08.2011 10:12)

#4

[to Кабалкин #3]: Сплошной обзвон -тоже не панацея, к сожалению.

Кабалкин (08.08.2011 15:21)

#5

[to Gvozdenko Alexandra #4]: Согласен. Нужен большой комплекс правильных мер. Отсев и контроль работы агентов, проверка самих документов, контакт с ПФР, работа службы безопасности и многое другое. Всё это существенно снижает риски, но не более. А "– Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис, – ответил Остап, не замедляя хода. – Так вам скажет любой агент по страхованию жизни."

Blagov (08.08.2011 17:06)

#6

Коллеги, добрый день!
Мне кажется, что все просто и очевидно. Если есть соблазн – есть желание нажиться и есть процент неправомерных действий. Нет соблазна – не будет таковых. Если мы живем и работаем в системе, где присутствуют и активно работают агенты-пылесосы, то всегда, при любых самых изощренных методах контроля, найдутся еще более изощренные методы, как получить «агентские». Ну будете Вы всех подписанных застрахованных обзванивать, и что это изменит? А если агенты будут переводить всю свою базу «Клиентов» из Промагро в СоцРазвитие и обратно из года в год, это что тогда и в чьих интересах? Явно не в Ваших, не в УК, и уж тем более – застрахованных. И все по-честному! Это тот же капкан, в который попали страховые компании. Конечный клиент принадлежит не СК, но агенту (знаю по себе и множеству знакомых), который подбирает программу, помогает с урегулированием убытков и т.д. Соответственно я не верю, что можно искоренить мошенничество не искоренив агентов. Можно только усложнить им жизнь (и обязательно нужно это сделать), чтоб фактов стало меньше. А уж если искоренять, то надо менять принципы привлечения, работать над лояльностью. Многие ли сейчас делают выбор осознанно? Или потому что НПФ, например, при банке, который кредитует предприятие и руководство предприятия сказало «надо, Федя!»? Вот когда НПФы повернуться лицом к клиенту, но не агентами непонятного происхождения, тогда может быть и люди начнут разбираться, кому они доверили заботу о своей, дай Бог дожить, пенсии. Был у нас в 90-х период накопления частного капитала, теперь в среде НПФ идет период накопления пенсионного.

Кабалкин (08.08.2011 18:20)

#7

[to Blagov #6]: Пока есть весы, будут желающие обвесить, но и будут те, кто захочет взвешивать честно. Агенты не суть зла, зло сидит в руководстве процессами. Хороший хозяин плохие весы выбрасывает, а нормальный фонд выгоняет плохих агентов, навсегда. Никакого волшебства - просто работа с людьми. Но пока будут фонды, будут среди руководителей фондов разные люди, в том числе и непорядочные. Вот с этим, действительно, ничего поделать нельзя. Вот поэтому, соглашусь с Димой, искоренить мошенничество нельзя ни в одной сфере хозяйственной деятельности, в том числе пенсионной. Рыба гниёт с головы. Агенты следствие, а не причина.

Кабалкин (08.08.2011 18:25)

#8

[to Blagov #6]: Дима, дайте совет, как "работать над лояльностью", "повернуться лицом к клиенту" при условии территориальной, социальной, возрастной, имущественной и прочей разобщённости этих самых клиентов, наличии ограничений по маркетингу и разумном ограничении по средствам, при условии, что самим клиентам эти самые пенсионные накопления до лампочки?

Gvozdenko Alexandra (08.08.2011 22:27)

#9

[to Кабалкин #5]: большой комплекс правильных мер стоит больших денег. Вы уверены, что цена вопроса окажется в разумных пределах? Речь ведь идет о работе некоммерческих организаций, они по определению должны работать очень экономно. Я по-прежднему считаю, что надо работать на законодательном уровне над проблемой, чтобы рыба не гнила с обеих сторон.

Кабалкин (09.08.2011 10:28)

#10

[to Gvozdenko Alexandra #9]: Александра, у нас очень очень дорогой коммерческий бизнес с очевидной установкой - поднять капитализацию и продать, реже встречается установка - собрать немеренно денег и получать выгоды от управления ими. С остальным готов согласиться.

Gvozdenko Alexandra (09.08.2011 12:41)

#11

[to Кабалкин #10]: Я смотрю на вопрос с позиции миссии и целей фонда.

боцман (10.08.2011 11:36)

#12

перво-наперво переход з/л куда-либо должен быть раз в календарный год, законодательно. фонды сдают в пфр списки з/л, заключивших с ними договоры, а тот сообщает им о "валентности" данного з/л - подписал он в этом году договор ОПС с кем-то или еще нет. если да, то №2 может попытаться проверить честность такого подписания и, в случае мошенничества, принять меры. например, №2 - кэптивный, и корпорация не допускает ухода своих з/л в другие нпф. если все честно, все последующие договоры ОПС с данным з/л пфр бракует. поверьте, очень скоро мошенники устанут тратить средства на мусорную корзину.

Ольга326 (15.08.2011 14:53)

#13

[to боцман #12]: все это возможно только в случае, если пенсионными накоплениями распоряжаются сами корпорации. В противном случае "легкоубеждаемых" клиентов можно хороводом водить из фонда в фонд.

visategro (18.08.2011 12:36)

#14

[to боцман #12]: разовый переход, по моему мнению, решит не все, но часть проблем. честность подписания тоже стоило бы ввести - прозвон по месту работы зл, да и не мешало бы к заявлениям по переводу включать фото заявителя, им заверенной.

visategro (18.08.2011 13:18)

#15

лично являюсь зл одного из трех "нашумевших" по громким делам фондов. договор с фондом был заключен через агента, одного из работников нашей организации, со всеми сотрудниками - молчунами в добровольно-принудительной форме. в принципе, мошенничества никакого, но все-же права выбора тоже. хотя расторгать договор пока не собираюсь ;)

или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии



Регистрация
Напомнить пароль